+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проблема преступления и наказания в праве

Содержание

История создания романа «Преступление и наказание»

Проблема преступления и наказания в праве

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание».

Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения.

Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения.

Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман».

Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности.

 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ.

Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении.

В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете.

Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления».

Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление.

Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги.

Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль.

Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.

Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок».

Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М.

 Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет.

Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого.

Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I.

 Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья.

Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека».

Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя.

Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа.

Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.

В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман.

Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом.

В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов.

В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-sozdaniya-romana-laquo-prestuplenie-i-nbsp-nakazanie-raquo/

Аргументы и проблемы преступление и наказание

Проблема преступления и наказания в праве

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». В стихотворении «Русский язык» писатель называет русский язык «поддержкой и опорой», необходимой человеку в трудные минуты. Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучий, правдивый и свободный. И каждый из них имеет глубокий смысл.

Проблема выбора в преступлении и наказании аргумент

В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” — его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

Егэ и огэ

Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути.

Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории.

Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Нужно привести 5 проблем с аргументами из текста ( 2-3 предложения) из Романа Преступление и наказание

2) проблема жертвенности: Сонечка Мармеладова жертвует собой, своей частью и своей жизнью, выходя сначала на панел ради своей семьи, а затем уезжая в Сибирь вместе с Раскольниковым. «говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий.

белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое), говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» А уж Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку наведывалась.

«А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!» Но не вините, не вините, милостивый государь, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле.

Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает. И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила.»

Преступление и наказание: проблематика

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания.

Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем. Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль.

Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное.

И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Читаем — Преступление и наказание

Сцена с чтением Евангелия. Дело не в книге, которую Раскольников иак ни разу и не раскрыл, а в той мысли, которая промелькнула в нём: «Разве не могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?».

Мысли Сонечки, подкреплённые чтением этой книги таковы: « Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя».

Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства и взгляды.

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»

В романе Достоевского “Преступление и наказание”, проблема совести раскрывается после того, как Раскольников дал оценку своему поступку, это один из кульминационных моментов романа, где главный герой признается об убийстве Соне, после чего абсолютно меняется его мировоззрение, он понимает, что нельзя делить людей “на плохих и хороши” и уж тем более, никоим образом, нельзя вершить самосуд, какой бы плохой человек не был.

  • Преступление против мира, жизни людей, народов и государств. Это тема войны (о ней идёт речь в отдельной статье)
  • Уголовные преступления, приводящие к гибели людей. В современной детективной литературе огромное количество произведений, в которых целью авторов является стремление показать читателям, как идёт расследование преступлений.

Преступление и наказание» — роман Ф

Самый яркий конфликт разума и чувств, по моему мнению, описан в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой вынужден жить в нищете и видеть, как страдают другие. Это породило в голове Раскольникова теорию о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

Свобода выбора и ответственность за него (по роману Ф

Одним из главных постулатов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» является утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он, в конечном счете, принимает все решения в своей жизни. Однако, сделав выбор, человек берет на себя и ответственность за него. Это значит, что все последствия своего решения он также будет «переживать» сам.

Банк аргументов преступление и наказание

Унижение, оскорбление было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Лужину обвинить в краже Дуняшу, думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого порождается безнаказанностью, которая творилось в годы, описываемые автором. Отдавая, человек больше получает.

ГДЗ, сочинения, биографии

А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». Когда мы говорим о воровстве, вспоминаются образы беспризорников из романа «Педагогическая поэма». Это образы бродяг, оказавшихся на улице, на дне жизни по той или иной причине. Покинутые на произвол судьбы, они вынуждены воровать, чтобы прокормиться.

Проблемы в произведении преступление и наказание аргументы

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

А.С. Пушкин «Медный всадник» А.С. Пушкин писал в «Медном всаднике» . Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Эти строки были написаны про Петра первого. Он — человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке.

Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю. Л.Н. Толстой «Война и мир» Л.Н.

Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека.

Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ — творец истории.

Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.

Таблица по преступлению и наказание проблемы и аргументы

Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно.

Источник: https://russianjurist.ru/trudovoe-pravo/argumenty-i-problemy-prestuplenie-i-nakazanie

Проблема преступления и наказания в праве

Проблема преступления и наказания в праве

Остановимся теперь более подробно на целях наказания. Воров на свете не сочтешь, Но их по классам различают; Нельзя в этой связи не вспомнить «галерею» арестантов в романе «Воскресение» Л.Н. Толстого, коих писатель подразделил на пять разрядов. — Поса-адим с дрожью в голосе пообещала теща.

И ушла писать заявление. Но тотчас опять вернулась и закричала.

— Ты машину дров привез?! Ты где ее взял?!

Мне — три года, тебе — полтора, как минимум… [90] .

Итогом этого диспута на уголовно-правовые темы стало временное заточение Лизаветы Васильевны в уборной: подвыпивший Веня запер тещу в туалете, а дверь заколотил гвоздями. Дело завершилось судебным разбирательством. Суд был бурный. Он проходил в клубе — показательный.

— У него одних благодарностей штук десять! Его каждый праздник отмечают как передового труженика!

— выкрикнули из зала. — Где уверенность, я вас спрашиваю, что он, обозленный теперь, завтра снова не напьется и не возьмет в руки топор? Или ружье? В доме — две женщины. Представьте себе… — Это что он, после газировки взял молоток и заколотил тещу в уборной?

Пожилую, заслуженную женщину! И за что? За то, что жена купила себе шубу, а ему, видите ли, не купили кожаное пальто?

Под Веней закачался стул. И многие в зале решили: сидеть Веньке в тюряге. — Нет, товарищи, наша гуманность будет именно в том, что сейчас мы не оставим без последствия этот проступок обвиняемого.

Лучше сейчас. Мы оградим его от большой опасности.

Пушкин [96] . Наиболее ярко — в поэме «Анджело».

В суде его дремал карающий закон Как дряхлый зверь уже к ловитве неспособный. Молчанием суда уже дозволено Закон не должен быть пужало из тряпицы, На коем наконец уже садятся птицы [97] … Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи! Но есть и Божий суд, наперсники разврата, Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: И вы не смоете всей вашей черной кровью Самые тяжкие преступления — предательство и вероломство — карались в последнем, девятом круге ада, где все было покрыто льдом. В пасти же ужасного трехликого властителя преисподней, Люцифера, испытывали вечные мучения «знаменитые» изменники — Иуда, Брут, Кассий [102] .

Он вступился за неё и дал денег городовому, чтобы тот отвез её домой. Разумихин много работал, никогда не унывал, всегда был весел и общителен. Благодаря своему трудолюбию он «решительно сам, один, содержал себя».

преодоления жизненных трудностей Разумихин, благодаря своему веселому нраву и жизнелюбию, не придавал значения жизненным трудностям и легко с ними справлялся.

«Никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его»

.

«Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод»

.

«Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится»

сострадания, жалости к животным Раскольникову снится сон, в котором он, будучи маленьким, «бросается с своими кулачонками на Миколку», когда видит, что тот забил до смерти «бедную лошаденку».

По общему правилу, уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые преступления — с 14 лет.

Виды преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: 1) преступления небольшой тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы; 2) преступления средней тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы; 3) тяжкие преступления умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, максимальное наказание за которые более 5 лет лишения свободы; 4) особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает десять лет лишения свободы или предусмотрено более строгое наказание.

3.

Касьянов В

Охарактеризуйте криминальную субкультуру. Что такое криминальная личность? Существует ли, на ваш взгляд, генетическая предрасположенность к совершению преступлений, или криминальное поведение — это только продукт действия социальных факторов?

Какие цели преследует уголовное наказание? В чем отличие социологического подхода к смертной казни от этического и философского? Расскажите о дискуссиях по проблеме смертной казни.

Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники и противники смертной казни? Каков процент сдерживающего эффекта от угрозы высшей меры наказания у потенциального преступника? Какие социологические исследования проводились по этой проблеме?

Философские проблемы преступления, принуждения и правосудия

Философские проблемы преступления и наказания Правонарушения и их наиболее тяжкая часть — преступления, издавна привлекают внимание своей неординарностью в ряду других юридических явлений.

Можно рассмотреть такую причинную зависимость: взаимодействие социальных процессов — объективные социальные противоречия — дисфункция социальных институтов — деформация неформальных структур — негативные явления в общественной психологии — рост правонарушений.

Подобные идеи высказывал еще Р. Оуэн, который писал:

«Преступления являются преступлениями общества, а не отдельного человека»

. В чем же суть преступления? Чтобы ответить на этот вопрос надо выделить одни и те же черты во всех криминальных разновидностях различных социальных типов.

То есть преступление — это противоположность между действием и определенными коллективными чувствами.

О соотношении наказания и преступления

Для тех, кто не в курсе — Данил Аркадьевич далеко не только автор популярных детективов.

В первую очередь он доктор юридических наук, Заслуженный юрист России, профессор, полковник милиции, ученый-криминолог.

ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОСТИ НАКАЗАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЮ В год зарождения историко-социального феномена, именуемого перестройкой, в 1985 году, в СССР было совершено 18 718 убийств.

Потому что, кроме общеизвестного и не опровергнутого аболиционистами аргумента о 100-процентной специальной превенции этого наказания, смертная казнь имеет ряд косвенных, но немаловажных аспектов.

КЮИ МВД РФ, 2002. С. 10. 3 Основные показатели преступности в России в 1991–2001 гг. //Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью.

M., 2002. С. 87. 5 Панченко П.Н. Уголовное право на Весах Правосудия и Весы Правосудия на «часах» уголовного права: опыт исторического и сопоставительного изучения уголовно-правовых явлений. Криминологический журнал. 2003.

№ 1 (4). С. 76. 6 Российская газета. № 78. 2002. 30 апр. С. 8. Также статья есть вот в этом замечательном сборнике. Кстати, рекомендую.

2.2.

К вопросу о понятии преступления и наказания: проблемы становления восстановительного правосудия в России Многолетние статистические наблюдения за состоянием преступности в России, за процессами, происходящими в структуре и динамике регистрируемых преступлений, свидетельствуют о высоких темпах роста преступности. Динамика зарегистрированной в России преступности разной тяжести Нами предлагается, чтобы опасность преступника и тяжесть преступления определялись назначенной судом мерой наказания.

Суд должен быть лишен права определять меру наказания ниже низшего придела без переквалификации преступления на более мягкую статью УК. Э. Ферри, ученик Ч. Ломброзо, разработал теорию социальной защиты, согласно которой общество должно защищать себя от преступников путем их длительной изоляции[66].

Формы разумного компромисса:

Нравственно-психологические аспекты проблемы преступления и наказания в русской литературе второй половины ХIХ в

Его мгновенно настигает расплата: болезнь, душевные муки сопровождают героя через всё действие романа.

То же самое происходит с Иваном Карамазовым (« Братья Карамазовы »), который становится идейным вдохновителем лакея Смердякова на пути преступления. И здесь наказание подстерегает героя: Иван лишается того, что было доселе его гордостью — разума. Проблема преступления и наказания в творчестве Л.Н.

Толстого нашла Объектом диссертационного исследования являются произведения русских писателей второй половины XIX века (Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, Н.С.Лескова, П.Ф.Якубовича, В.М.Дорошевича, С.В.Максимова, Г.И.Успенского и др.

), решающих проблему преступления и наказания с нравственных и религиозных позиций.

Цель исследования определила его основные задачи: — определить основные направления и тенденции литературно-художественного решения проблемы соотношения правовой действительности и её отражения в творчестве русских писателей второй половины XIX века (на материале очерков второй половины XIX века); — выявщъ роль религиозного мировоззрения писателей в художественном преобразовании факта; — разработать типологию образов преступников и палачей с точки зрения психологии преступления и наказания; — определить место и роль произведений, решающих проблему преступления и наказания в общем литературном процессе.

Философские проблемы преступления и наказания

Правонарушения и их наиболее тяжкая часть — преступления, издавна привлекают внимание своей неординарностью в ряду других юридических явлений.

Можно рассмотреть такую причинную зависимость: взаимодействие социальных процессов — объективные социальные противоречия — дисфункция социальных институтов — деформация неформальных структур — негативные явления в общественной психологии — рост правонарушений.

Подобные идеи высказывал еще Р. Оуэн, который писал:

«Преступления являются преступлениями общества, а не отдельного человека»

. В чем же суть преступления? Чтобы ответить на этот вопрос надо выделить одни и те же черты во всех криминальных разновидностях различных социальных типов.

То есть преступление — это противоположность между действием и определенными коллективными чувствами.

Теории наказания обычно классифицируются на «консеквенциалистские» и «нонконсеквенциалистские», либо представляют собой комбинацию обоих типов.

Нонконсеквенциалистские теории часто называют «ретрибутивистскими».

Консеквенциалисты, которые считают, что главный смысл наказания — порицания, которое и достигается путем наказания; или что преступление отторгает преступника от блага и из лона общества — и это отторжение может быть преодолено с помощью наказания. К середине 1970-х идеал реабилитационной практики подвергся серьезной критике.

Пессимистическое убеждение, что «с этим ничего нельзя поделать», стало едва ли не столь же популярным, как реформистский оптимизм в предшествующие десятилетия. некарательного воздействия. То есть, специальное предупреждение вновь уступает место предупреждению общему, в науке возобладала точка зрения, что общее устрашение более важно, чем специальное.

Источник: http://opiniojuris.ru/problema-prestuplenija-i-nakazanija-v-prave-42907/

Тема преступления в русской литературе

Проблема преступления и наказания в праве

“В каких произведениях русской литературы звучит тема преступления?” – очередной вопрос в ЕГЭ по литературе. Давайте вспомним три преступления. Встать, суд идёт!

1. “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского

Самый первый роман, который вспоминается, когда речь заходит о преступлении.

Хотя интересный момент: в процентном соотношении (по количеству страниц) само “преступление” занимает совсем небольшое место, в отличие от “наказания” – наказания душевного, когда героя мучает совесть.

Кстати, Достоевский вообще любил просматривать в газетах уголовную хронику, а также внимательно слушал истории преступников, когда оказался на каторге, черпая вдохновение из реальных трагических историй.

“Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…”

Кроме реального преступления (убийства старухи-процентщицы и ее беременной сестры Лизаветы), Раскольников совершает преступление против совести, против своей доброй человеческой природы: “Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту”.

Преступлением является уже то, что герой посчитал себя вправе делить людей на “право имеющих” и “тварей дрожащих”, посчитал себя вправе решать, кому жить, а кому умирать. Ведь это может делать только Бог (помним, что Достоевский был очень религиозным человеком). Такое преступление ничем нельзя оправдать.

А возрождение возможно только через покаяние (и чтение Евангелия на каторге).

2. “Леди Макбет Мценского уезда” Н.С. Лескова

Катерина Львовна Измайлова, которую Лесков сравнивает с леди Макбет (из трагедии Шекспира), в своем желании любить и быть счастливой, проливает много крови: сначала она отравляет свекра, чтобы спасти своего возлюбленного Сергея; затем вместе с Сергеем убивает своего мужа; потом душит малолетнего племянника Федю, чтобы он не смог оспорить ее права на наследство; а в финале тянет на дно Волги свою “конкурентку” Сонетку – и сама тоже тонет.

Страстная натура, Катерина Измайлова не может вести скучную жизнь провинциальной купчихи.

Лесков показал, каких масштабов может достигать трагедия обычных, казалось бы, простых людей в захолустье: таким ярким натурам не примириться с косным укладом купеческой семьи (он давно стал себя изживать: вспомним “Грозу” Островского), им хочется свободы, воли, любви, полноценной жизни.

Ради своей цели героиня способна на всё. Мы одновременно чувствуем и ужас от ее преступлений, и восхищение сильной натурой, умеющей любить так сильно. Валентина Александровна Гебель сравнила Катерину Львовну с Катериной из “Грозы” (которая “луч света в темном царстве”):

“О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта“.

3. “Судьба человека” М.А. Шолохова

Война и преступления неразрывно связаны. Но в рассказе “Судьба человека” есть одно очень особое убийство. Сначала вспомним предысторию: Андрей Соколов попадает в плен к немцам, “ночевать загнали… в церковь с разбитым куполом”. Сначала говорится о каком-то “богомольном”, который боялся осквернить святое место, поэтому просился “выйти по нужде”.

Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.

И герой, и мы, читатели, ужасаемся подобной жестокости, этому преступлению.

Дальше же Андрей Соколов рассказывает следующее: он случайно подслушал рядом разговор двух человек. Один собирался на утро донести фашистам, что его товарищ – коммунист, который агитировал вступать в партию, и взводный, за это того сразу расстреляют, а доносчику (Крыжнев была его фамилия) будет послабление.

Андрей Соколов не смог позволить “сволочи” выдать своего командира, поэтому утром он собственными руками задушил Крыжнева!

До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.

Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика».

И, несмотря на то, что преступление совершилось в стенах церкви, мы понимаем, что Андрей Соколов поступил правильно, по совести, он не мог иначе.

Он спас жизнь командиру – “худенькому такому, курносенькому парнишке, и очень собою бледному”:

Взводный, с каким мы предателя придушили, до самой Познани возле меня держался и в первый день нет-нет да и пожмет мне руку.

Таким образом, в классических литературных произведениях никогда не бывает просто преступления ради преступления: оно раскрывает душу героя, является двигателем сюжета, позволяет читателям самим судить, достоин ли герой прощения, как это делают присяжные.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a983d4f799d9dbfb510dc6e/5b0498a35f4967bb82fcb1f2

Лекция 4. Философские проблемы наказания и преступления

Проблема преступления и наказания в праве

Философскоеучение о наказании получило названиепенологии.Ее основными проблемами являетсяосмысление наказания как неотъемлемогосоставляющего правовой реальности,утверждение его цели.

Проблема наказанияесть глубоко философская проблема,затрагивающая такие вечные вопросыфилософии как свобода и ответственность,человека, такие категории как грех,вина, добро и зло, раскаяние и искупление.

Как философия наказания эта отрасльфилософского знания неразрывно связанас философией преступления.

Традиционнонаказание понимается как мера внешнеговоздействия на человека, следующая запреступлением и имеющая своей цельюпредупреждение дальнейшего вреда,исходящего от преступления. Становитсяочевидным, что понятие и смысл наказаниямогут быть явлены только через раскрытиепонятия и смысла преступления.

При этомречь может идти как об строго юридическомпонятии преступления, так и о егофилософской трактовке.

В последнемслучае категория преступления можеттрактоваться шире ее юридическогоанализа, охватывая не только уголовнонаказуемые деяния в соответствии сдействующим уголовным правом, но иправонарушения и проступки вообще.

Наказаниепредставляет собой определенный видсоциальных отношений. В этом своемобличии наказание должно иметь конкретнуюцель. По вопросу о цели наказания можновыделить несколько концепция.

Концепциясоциальной защиты.Она исходит из наличия человека какносителя свободной воли, которая можетбыть направлена как во благо общества,так и против. Социальная защита можетудерживать человека от противообщественныхпоступков, но не в силах изменить процесспринятия человеком максимы своегоповедения.

Иначе говоря, эта концепцияпризнает нормальным существованиетаких явлений, как преступление,преступность, преступная воля. С точкизрения такой концепции можно боротьсяне с самой преступностью, а лишь с еепроявлениями.

Наказание с этой точкизрения, есть средство восстановлениянарушенного социального порядка всоответствии с представлениями осправедливости как равенстве всех людейперед законом. Этот закон понимаетсякак некое ограничение, предел действиячеловеческой свободы.

Такой пределуказывает, какие действия и состоянияустановлены для каких именно субъектов,какие полномочия, обязанности изапретности есть в наличности. Исполнениенормы обеспечивается санкцией, т.е.указанием на возможные негативныепоследствия, которые должны постигнутьнарушителя нормы. Нормы права в такомслучае предстают как нечто внешнее поотношению к человеку.

Правоваяконцепция социальной защиты естьрезультат трансформации мести кровнойв месть социальную. С современнойгуманистической точки зрения местьсоциальная менее жестокая, т.к. совершаетсяне из личного раздражения, а из обязанности.

она более рационализирована и направленана изоляцию преступника от потерпевших,его обезвреживание. Действия, направленныена это обосновываются правом публичнойвласти на возмездие.

Наказание естьвосстановление попранного права инарушенного правопорядка.

Государственноеправо на наказание есть право публичное,которое признает свободу каждого, частькоторой каждый отчуждает в пользуправителя.

Каждый свободен в рамкахлегитимированного закона, и, поступаяпротив закона, человек вправе ждатьвозмездия, как «возвращение бумеранга»своей свободы. Как писал Г. Гегель:«Наказание… есть вместе с тем его всебе сущая воля, наличное бытие егосвободы».

1Социальное возмездие есть деятельноеуважение свободы каждого всеми,проявляющееся в неизбежности наказания,что обеспечивается государством какверховным гарантом свободы.

Однимиз слабых мест данной концепции являетсято, что в числе ее основополагающихпринципов находится принцип устрашающеговозмездия. Нельзя отрицать того, чтострах является одним из важнейшихмотивов человеческой природы, но он неявляется решающим. Страх это явлениедушевного ментального уровня человека.

Но этот уровень не является единственными определяющим в поведении человека, вжизни его глубинного «Я».

Наказание,выступающее как устрашение, не означаетбезусловного и необходимого достижениясвоей цели, ведь применяемая в качественаказания психофизическая санкция вразных ситуациях может действовать наразных людей по разному.

Концепциянекарательного воздействия.

Согласно этому подходу, наказание«должно соответствовать не преступлению,а преступнику, поведение которогосчитается детерминированным природнымидефектами и неблагоприятными условиямижизни».

2Насилие как принуждение необходимо внаказании, но не как цель, а как средство,используемое в интересах же преступника.Все дело в его намерениях, в максимеповедения.

Вкачестве примеров подобного подхода кнаказанию исследователи3приводят марксизм, где бытует мнение,что излишняя правовая регламентация,равно как и поспешное обращение куголовно-правовым санкциям, часто болеевредны для общества, чем само преступление.

Другие исследователи4иллюстрируютданный подход экспериментом-утопиейР. Оуэна, который в своей коммуне-колонии,оказавшись от традиционных наказаний,все-таки через некоторое время вынужденбыл прибегнуть к наказаниям втрансформированной форме. Как вернозамечает Н.С.

Таганцев: «Пришлось толькоизменить форму взыскания, а не устранитьнаказание в принципе».

Идеи«некарательного воздействия» вполнесправедливы и нужны, но лишь при признаниитого факта, что человек не исчерпываетсяпсихофизическими и социальнымидетерминантами до конца, в нем естьнекая «загадка свободы», и люди, живя вгосударстве, вынуждены прибегать ксамоограничению своей свободы.

Постановкавопроса о наказании необходимым образомсвязана с проблемой понимания человекаи его бытия в обществе. В этомантропологическом ракурсе сложилисьдве школы понимания наказания. С.И.Гессен1трактовал их как гетерономнуюи автономную.

Общим между этими двумя позициями будетто, что проблема наказания в них понимаетсясквозь призму человеческого бытия.

Вэтом случае смысл наказания состоит взащите ценностей человеческого бытия,отраженных и закрепленных в праве, носами эти ценности и отношение к нимчеловека понимаются по-разному.

Гетерономнаяшкола исходит из того, что ценность естьпродукт жизни, то, что обеспечиваетспокойное течение событий психофизическойи социальной реальности.

Существуютобъективные законы этой реальности, ичеловек в своем поведении подчинен этимзаконам. Отклонение от этой нормальностиведет к преступлению, т.е. преступлениеэто нормальная реакция на ненормальныеусловия существования человека.

Наказаниеже это предупреждение и лечение черезизменение внешних условий бытия человека.

Автономнаяшкола рассматривает преступление инаказание с точки зрения абстрактно-правовыхценностей, не задумываясь об ихонтологическом обосновании. Правовыенормы должны исполняться просто потому,что они правовые нормы. Человек никакне связан с ценностью, он лишь принимаетправило и сохраняет свою жизнь иблагополучие или не принимает его иподвергается наказанию.

Соответственноавтономная и рациональная школы какнеобходимые методологические основаниядают начало различным практическимсистемам наказания. Эти системы условноможно разделить нарациональные и эмпирические.

Воснове рациональнойсистемы лежит идея права как некоегоабстрактного установления, котороесуществует объективно по отношению кчеловеку и его реальной жизни, но всоответствии с которым человек долженстроить свою жизнь.

Человек, понимаемыйавтономно, имеет возможность к отклонениюот заданной реальности, причем этоотклонение (названное Кантом негативнойсвободой) принимается как некая фатальнаяреальность, обреченность. С позицийэтого направления, человек склонен кпреступлению, он изначально преступен,и задача наказания заключается в том,чтобы рационально упорядочить действиеего злой воли.

Наиболее ярким воплощениемрационального подхода к наказаниюявляется известный с давних временпринцип талиона, то есть принцип равноговоздаяния за равное содеянное.

Слабымместом рационализма в наказании являетсяматериализация форм наказания излоупотребление понятием автономиичеловеческой личности. Свобода волиотнюдь не бывает только «злой», негативной,нуждающейся в постоянном ограничении.Человек как разумное существо можетсам искать путь к абстрактным ценностымсвоего бытия.

Ещеболее уязвима для критики эмпирическаяшкола в наказании, которая понимаетпоследнее как меру охранения с точкизрения целесообразности. Но понятиецелесообразности, пользы относительное,свое у каждого человека, у каждойсоциальной группы, народа и целой эпохи.

Эта школа, по сути дела, вырабатываетформу наказания, приспосабливая еекаждый раз к эмпирическому материалу.Но источник преступления не исчерпываетсятолько объективными психофизическимии социальными факторами. Преступив,человек субъективно принимает максимуповедения, и он может менять эту максимусколько угодно раз.

Основой противоположенияи недостатков рационалистической иэмпирической школ является отсутствиеразличения в наказании субъекта правовогои субъекта психофизического. Рационализмоперирует абстрактным правовым субъектом,между тем как наказание есть реальное духовное и психофизическое переживаниеи страдание.

Эмпиризм же, напротив,выводит правового субъекта изпсихофизического, понимая его какпростое обобщение.

Источник: https://studfile.net/preview/5639297/page:13/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.