+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как определить ребенка в школу интернат

Содержание

Гостевой режим: как сироты и воспитанники интернатов переживают изоляцию

Как определить ребенка в школу интернат

В Белгородской области сотрудники детских домов забрали к себе в семьи почти сотню воспитанников на время карантина. Благодаря действиям персонала в области будут полностью закрыты три социально-реабилитационных интерната.

Благотворительные фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и «Дом с маяком» смогли забрать детей из социальных учреждений на время пандемии.

Почему воспитанники детских домов и психоневрологических интернатов находятся в особенно уязвимом положении и как им пытаются помочь — в материале «Известий».

Разобрали по семьям

С середины апреля социальные учреждения соцзащиты, в том числе детские дома и психоневрологические интернаты, были закрыты на карантин. Из-за ограничений в них не могут попасть волонтеры, а сами воспитанники находятся в группе риска.

Сложность заключается в том, что в детском доме фактически невозможно обеспечить изоляцию каждого воспитанника, а персонал вынужден ежедневно ездить до работы и обратно зачастую на общественном транспорте.

В ряде регионов учреждения ввели непрерывный режим работы для персонала: сотрудники трудятся сменами по две недели.

В Белгородской области в детских домах остаются свыше 270 детей. С ними круглосуточно находятся сотрудники учреждения, в том числе медицинский персонал.

— Сформированы дежурные смены сотрудников из числа медработников, врачей, соцработников, реабилитологов и других специалистов. Они будут 14 дней в две смены обеспечивать сохранение того уровня соцуслуг, который был и до карантина. Для получателей социальных услуг ничего не изменится, — заявила начальник управления соцзащиты населения Белгородской области Елена Батанова.

В Карелии опустел детский дом в небольшом городке Олонец: здесь постоянно проживал 41 ребенок, в том числе дети с инвалидностью. Всех воспитанников распределили по семьям на время карантина. Директор интерната Татьяна Васильева рассказала, что решила забрать домой двух воспитанниц, и ее пример вдохновил других сотрудников: решение о распределении детей по семьям было принято коллективно.

Погостить на карантине

Детей берут на временную опеку, так называемый гостевой режим. Оформить его могут не только сотрудники детских домов или благотворительных фондов, но и потенциальные опекуны, прошедшие школу приемных родителей, но еще не получившие заключение соцзащиты. Для этого нужно предоставить пакет документов в администрацию детского дома или другого социального учреждения.

Как правило, решение выносят в течение недели, но в период карантина сроки рассмотрения существенно ускорились. Контроль за безопасностью и здоровьем ребенка также находится в ведении органов опеки и попечительства. Если сам ребенок не захочет поехать в конкретную семью, ей будет отказано во временной опеке.

В первую очередь детей пытаются передать в семьи, которые имеют личный контакт с ребенком, чтобы ему было легче адаптироваться, рассказала «Известиям» глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

— Сегодня есть договоренность с департаментом соцзащиты о том, что дети могут быть устроены в семьи людей, с которыми они знакомы, — родственников, волонтеров-наставников, сотрудников НКО, которые с ними работали.

Это нужно для того, чтобы была уверенность, что ребенок нормально адаптируется и это не будет для него травматичным, если мы говорим о временном устройстве.

Плюс взять ребенка могут семьи, которые прошли школу приемных родителей и имеют на руках почти полный комплект о возможности быть опекуном, — рассказал Альшанская.

По ее словам, потенциальные опекуны, имеющие документы, могут взять не только ребенка, которого они планировали усыновить, но и другого воспитанника. В первую очередь в семьи пытаются определить детей с разными сложностями по здоровью, потому что нахождение внутри коллектива создает для них большие риски.

— Есть дети, за которые директора интернатов волнуются в первую очередь и хотят, чтобы они провели это время в семье. Если родители собрали пакет документов, но еще не получили заключение в опеке, у них есть возможность на время эпидемии стать опекуном.

Руководство старается определить детей в семьи, которые справятся с этой ситуацией. Мы понимаем, что когда речь идет о незнакомом для ребенка взрослом, то ситуация чуть сложнее.

Особенно если мы говорим о временном устройстве, — добавила глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Фонд уже передал в органы опеки список семей, готовых принять детей на время карантина. В нем больше 40 фамилий, но в фонде надеются, что список будет расширяться. Первые 10 воспитанников уже находятся в семьях.

— Очень надеюсь, что ситуация не будет тормозиться и мы успеем всё сделать вовремя. Если в детских домах начнутся заражения, то что-то сделать будет значительно сложнее.

Органы опеки идут навстречу, но муниципальные отделения не подчиняются департаменту социальной защиты. С ними возникли сложные истории.

Надеюсь, эти люди поймут, что проволочки могут дотянуть до невозможности передачи ребенка, — подчеркнула Альшанская.

По ее словам, даже переход на вахтовый метод работы в детских домах не может гарантированно уберечь детей от заражения коронавирусом.

Дети в интернате находятся, по сути, в месте массового скопления людей, и минимизировать контакты внутри учреждения невозможно. Сменный график подходит далеко не всем.

Например, женщины, имеющие маленьких детей или пожилых родственников, не могут надолго оставить собственную семью ради работы. Из-за этого часть персонала детских домов начала увольняться с работы.

— Сделать так, чтобы персонал не приходил или не уходил несколько месяцев, мы не можем. Во многих регионах учреждения уже потеряли от трети персонала, потому что не все могут вот так на две недели оставить собственную семью.

Из-за уменьшения состава персонала дети находятся в состоянии ограниченного ухода, растут риски, в том числе насилия и жестокого обращения со стороны старших детей.

В силу стрессовых факторов у детей в интернатах иммунитет ниже, чем у сверстников с такими же показателями здоровья, — резюмировала глава фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам».

Спасти самых тяжелых

Сотрудники «Дома с маяком» уже начали забирать в семьи подопечных хосписа — неизлечимо больных детей и молодых взрослых.

Поспособствовало в этом письмо профильных министерств, в котором содержится рекомендация забирать людей из социальных учреждений на сопровождение в НКО и семьи.

На время неблагоприятной эпидемиологической обстановки детей и взрослых могут забрать кровные семьи, родственники или люди, с которыми у подопечных возникли устойчивые личные связи.

В письме, подписанном министром труда и социальной защиты Антоном Котяковым, министром здравоохранения Михаилом Мурашко, министром просвещения Сергеем Кравцовым и руководителем Роспотребнадзора Анной Поповой, говорится, что регионы должны назначить людей, ответственных за контроль ситуации в организациях соцобслуживания и детских домах.

Первые пять подопечных уже попали в семьи на время карантина, рассказала «Известиям» директор фонда «Дом с маяком» Лидия Мониава, еще одного мальчика собираются забрать в семью на следующей неделе.

Нахождение в интернате детей и взрослых со слабым здоровьем — очень большой риск. Многие из них не могут самостоятельно откашливаться и с трудом дышат. Как только появились сообщения о смерти одной из подопечных от пневмонии, в фонде решили, что нужно принимать срочные меры.

— Если ничего не делать, то к концу карантина из самых слабых паллиативных детей может никого не остаться. В интернате есть и физически сильные дети, но есть и совсем слабые. Для них инфекция может закончиться смертью. Я предложила сотрудникам хосписа взять этих детей домой.

Забирать стараются самых тяжелых подопечных, но те, кто не зависим от медицинского оборудования, могут попасть домой к волонтерам на время карантина, — добавила директор «Дома с маяком».

Сотрудники Кунцевского интерната в Москве начали забирать воспитанников домой, а самых тяжелых детей, которых обычно никто не забирает, предложили взять на время пандемии няни хосписа. Глава фонда не исключает, что за месяцы, проведенные в семье, у детей сложатся отношения с опекунами, которые будут продолжаться и после окончания эпидемии, а кто-то из них может остаться в семье.

— Наша няня Лиля взяла к себе 19-летнюю Лизу из интерната, у Лизы нет ног и у нее стоит мочевой катетер. А Лиля как раз учится на медсестру и умеет с этим обращаться, поэтому у них всё удачно сошлось: они приятно проводят время вместе. 18-летнего Рому взяла няня хосписа Диана.

Он не может говорить, но Диана старается включать его в процесс готовки: дает ему подержать морковку, картошку. Видно, что ему это всё очень интересно. Сейчас Диана хочет научить его общаться с помощью планшета. Артема взяла няня хосписа Наташа.

В ее семье много своих детей и они все подружились и вместе играют. У Артема трахеостома, но Наташу это не сильно пугает, потому что она умеет с этим работать, — рассказала Мониава.

Несмотря на то что нахождение ребенка в семье полностью не исключает рисков заболеть, срочная эвакуация паллиативных детей из интернатов действительно может спасти жизни.

— В семье у ребенка меньше шансов заболеть, но исключить их полностью нельзя. Если ребенок заболеет, нужно будет его лечить, у хосписа есть врачи, которые закреплены за каждым из детей, которых мы взяли, — добавила глава «Дома с маяком».

Те, кто остался

Для детей, оставшихся в социальных учреждениях, коммуникация с людьми из внешнего мира ограничена, а устойчивые связи остаются только между конкретным ребенком и волонтером, который с ним общался или работал, рассказал «Известиям» правозащитник, директор социального центра Святителя Тихона Александр Гезалов.

— До карантина у многих приезжающих в детские дома-интернаты была задача развлечь, увлечь и убежать. Сейчас эти набеги прекращены, а коммуникации остались только у тех, кто был вовлечен в жизнь конкретного ребенка.

Например, вел наставнические программы и помогал в образовательных циклах. В целом то добровольчество, которое существовало раньше, было неэффективным и до карантина, а сейчас оно вообще потеряло смысл.

Мало кто был личностно ориентирован в работе с детьми, — отмечает Гезалов.

По его словам, коронавирус, с одной стороны, ограничил доступ в детские дома, но с другой, показал неэффективность добровольчества в формате разовых поездок к детям. Дети ценят участие и наличие значимого взрослого, а к постоянным поездкам незнакомых людей с подарками и развлекательными программами относятся как к чему-то будничному.

— Работая с детскими домами и предлагая им контент по подготовке к самостоятельной жизни, я замечаю, что дети заинтересованы в этом, потому что у них не хватает образовательных ресурсов, внешних агентов. Возможно НКО и фонды должны перестроиться и предлагать детям дистанционные образовательные и развлекательные форматы, — добавил глава социального центра.

Наибольшие трудности, по его словам, возникнут у детей, которые попали в детский дом недавно. В связи с переходом на особый режим в детских домах и интернатах уже участились случаи побега детей, рассказал Гезалов. Эти ограничения некоторые дети воспринимают как вызов.

— В первую очередь бегут к родителям, помимо этого, есть те, кто бегает постоянно, так называемые бродяжки. Когда в детдоме кого-то ограничивают, они на это ограничение реагируют как на вызов, который нужно преодолеть.

Другой момент, что они не совсем понимают, что после побега в учреждение их уже не вернут и они будут находиться на карантине в другом социальном учреждении.

И это для них травматично, потому что это другая среда, другие люди, — уточняет Гезалов.

Чтобы помочь детям-сиротам наладить связь с внешним миром и более активно включаться в дистанционные форматы обучения, нужна помощь со стороны провайдеров и поставщиков связи. Пригласить тренеров или специалистов по новым дисциплинам в текущих условиях невозможно.

— Дети сейчас целыми днями сидят у телевизоров. Я боюсь, что наступят последствия, связанные с ранними беременностями, потому что проблема и так существовала в учреждениях, а в условиях изоляции она усугубится. Персонал тоже находится в очень непростой ситуации, потому что они находятся с детьми без передышки, — резюмировал Гезалов.

Источник: https://iz.ru/1003645/anastasiia-chepovskaia/gostevoi-rezhim-kak-siroty-i-vospitanniki-internatov-perezhivaiut-izoliatciiu

Дети восьмого вида. О чем говорят воспитанники интерната и как им помочь

Как определить ребенка в школу интернат

Елена Любовина, заместитель директора Благотворительного фонда «Абсолют-помощь», записала несколько интервью учеников Новопетровской коррекционной школы-интерната для детей с умственной отсталостью. Эти записи разбивают шаблонные представления о сиротах с такими диагнозами. И о том, каким образом можно им помочь.

В Московской области работают 64 коррекционных школы-интерната, из которых 55 школ — для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Всего в этих учреждениях живут и учатся более 8500 детей.

Чем больше я знакомлюсь с директорами, педагогами, социальными работниками и детьми, тем больше у меня возникает вопросов к современной системе коррекционного образования.

В этой статье я не буду говорить о детях с умеренной формой умственной отсталости, которые составляют третью часть воспитанников, это отдельная непростая тема обсуждения. Я хочу рассказать о детях с лёгкой степенью, то есть о большинстве — двух третях учащихся.

Для того чтобы понять, кто эти дети, о чём они думают и мечтают, мы с видеографом Михаилом Левчуком и фотографом Егором Желтовым записали интервью учеников Новопетровской коррекционной школы-интерната для детей с умственной отсталостью.

Новопетровская школа – одно из образцовых учреждений Московской области. Отремонтированное помещение, спортивный стадион, футбольные и хоккейные площадки, оборудованные мастерские. Активный директор, выбранный коллективом около двадцати лет назад, чуткие педагоги, которые учат ответственности и самостоятельности, а не иждивенчеству, «пофигизму» и тунеядству.

Но при всём благополучии школы и грамотности работы специалистов, дети неминуемо столкнутся с трудностями жизни вне стен учреждения. И как показывает опыт, справятся только 10% выпускников. Остальные пойдут другой дорогой: бродяжничество, пьянство, наркотики, проблемы с полицией, рождение никому не нужных детей, а через годы — неминуемая гибель.

Вопросы ребятам задавала я сама, и в какой-то момент, разговаривая с 16-летним Колей, поймала себя на мысли, что была бы рада, если мой сын через 5 лет мыслил и рассуждал так же.

Конечно, для нас пригласили «лучших детей», но такие ребята есть в каждом классе. Среди выпускников 64 коррекционных школ-интернатов Московской области отличниками и хорошистами стали более 300 детей.

Сами специалисты отмечают, что «определённые» дети нуждаются в пересмотре и снятии диагноза «умственная отсталость», признавая скорее социальные причины состояния ребёнка, влияющие на постановку диагноза, а не органические симптомы.

Основная часть воспитанников коррекционных учреждений – это так называемые «социальные сироты». Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Родители не работают, пьют, находятся в местах лишения свободы.

Когда речь идёт о таких детях, наши представления и ощущения работают шаблонно. Перед глазами встаёт неадекватный неухоженный ребёнок, изъятый из семьи алкоголиков, маленький изгой, уже представляющий угрозу обществу.

Посмотрев интервью, вы можете по-новому взглянуть на ситуацию и ответить на вопрос, можем ли помочь этим детям.

Чего могут добиться выпускники коррекционных интернатов

Выпускники коррекционных учреждений VIII вида (для детей с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы-интерната и вместо государственной итоговой аттестации (ГИА) сдают выпускной экзамен по труду. Официально ребёнок заканчивает 9 классов, но фактически он осваивает программу 5-6 класса общеобразовательной школы.

В ближайшие 2-3 года после выпуска практически все выпускники будут учиться и жить в общежитии в лицее (профессиональном училище). Выбор специальностей невелик: швея, штукатур-маляр, слесарь, озеленитель, хотя перечень профессий, рекомендованных Министерством труда РФ для детей с умственной отсталостью гораздо шире (более 100 наименований).

Потом только от самих ребят зависит, смогут ли они получить более востребованную профессию: для этого нужно самостоятельно окончить вечернюю школу и сдать ГИА, а потом поступить в колледж (техникум).

Зачастую сами педагоги не верят в способности детей. Учитель одной из коррекционных школ очень удивилась, показывая мне данные о выпускниках. Оказывается, Маша Н. поступила в техникум по профессии ветеринар. «У девочки „олигофрения“ — это точный диагноз, как же она сдала экзамены, вот молодец, всегда мечтала работать с животными», — восклицала радостно женщина.

В Центре равных возможностей «Вверх» на стенах развешаны дипломы бывших выпускников коррекционных учреждений. Личные старания (годы занятий), невероятная работа педагогов и терпение помогли ребятам получить профессиональное или высшее образование.

Коля, воспитанник интерната: «Главное — захотеть и идти к цели»

Мама Коли — воспитанница детского дома — лишена родительских прав, а сам мальчик, два его брата и сестра живут и учатся в Новопетровской коррекционной школе-интернате. Сейчас решается вопрос об устройстве Николая в приёмную семью.

О своих мыслях и чувствах мальчик рассуждает в интервью, приведённом в технической расшифровке без исправлений и корректировок.

— Как тебя зовут, сколько тебе лет?

— Николай, 16.

— И что это за возраст, 16 лет?

— Переходный — лень иногда бывает, то хочется спортом заниматься, то не хочется. Учиться тоже не хочется.

— Ты работаешь над собой?

— Да, конечно. Заставляю себя, говорю «надо, это в жизни пригодится, чтобы работать, делать семью».

— Ты уже сейчас думаешь о семье?

— Пока нет, нужно же фундамент заложить, учиться. Пойду учиться после школы, нужно стать штукатуром. Не особо хочется, но больше идти некуда – сирота. Ещё хочу поговорить с директором, попроситься в футбольный клуб для сирот, который спонсирует «Спартак».

— Если бы ты встретил человека, который мог бы тебе помочь, о чем попросил бы его?

— Я бы попросил играть в футбол, я им занимаюсь уже 5 лет.

— Какой ты видишь свою жизнь через несколько лет?

— Боюсь попасть в дурную компанию, мне много раз уже курить и пить предлагали, но я не соглашаюсь, спорт и курение несовместимы. А в дурной компании ведь иногда отказаться нельзя. Мои родители часто выпивали, моей маме 33, а у неё уже четверо детей и разные отцы. У меня есть сестра и 2 брата, братья здесь, сестра в детском доме, сюда приходит учиться.

— Такие учреждения, как школа-интернат, нужны?

— Мне повезло, что я сюда попал. Здесь все: и хоккеист Овечкин приезжал, и с Прудниковым фотографировался, и Дворкович был. Воспитатели у нас хорошие и директор.

— А куда бы ты хотел пойти дальше, если бы у тебя была возможность?

— Я бы поехал учиться в спортивный интернат.

— Скажи, чем ты отличаешься от тех ребят, которые учатся в обычных школах?

— У нас очень дружный класс, нет дурных привычек, мыслей, а ребята из Истры — они бродяжничают. Я думаю, мне повезло, что я сюда попал — тут нормально, есть все условия для нормальной жизни.

— И ещё такой вопрос — что для тебя любовь?

— Я был готов к этому вопросу. Наверное, это когда ты отдаёшь своё сердце другому, и у вас все хорошо. Нужно понимание в семье, доверие, без них семьи разводятся.

— Как ты думаешь, человек, который совершает плохие поступки может исправиться?

— Я думаю, может. Смотря как он захочет этого и начнёт делать доброе. Главное — захотеть и идти к цели!

О будущем: можем ли мы помочь этим детям

Безусловно, это задача общая: самого ребёнка, специалистов образования (в Московской области) и социальной защиты (в Москве), педагогов, психологов, представителей опеки, патронажных воспитателей, сотрудников благотворительных и общественных организаций, волонтёров коммерческих компаний и просто неравнодушных людей.

Как можно помочь, не навредив

  • «Разумная благотворительность». Не развлекать, одаривать, кормить плюшками и шашлыками, а учить, мотивировать и просвещать;
  • Дополнительное обучение, профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве в коммерческие и государственные компании;
  • Пожертвования на развитие эффективных программ наставничества;
  • Патронат и гостевая форма общения с ребёнком.

Источник: https://changeonelife.ru/2015/06/15/deti-vos-mogo-vida-o-chem-govoryat-vospitanniki-internata-i-kak-im-pomoch/

Как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав

Как определить ребенка в школу интернат

Далеко не все семьи имеют возможность полноценно содержать своих детей, давая им все необходимое для существования и комплексного развития. При этом у них есть желание сохранить родительские права. Единственным верным вариантом в таком случае станет временное помещение детей в интернат. Но перед выполнением этой процедуры необходимо обязательно ознакомиться с ее особенностями.

Интернатная система

На территории Российской Федерации функционирует огромное количество интернатов, куда можно отправить своих детей. Перед тем как решиться на такой шаг, необходимо подумать над тем, действительно ли стоит это делать.

Ведь в некоторых случаях передача сына или дочери на длительный период может спровоцировать негативные последствия в виде лишения родительских прав. И никто не гарантирует того, что в будущем их можно будет восстановить.

Отечественная интернатная система позволяет передать детей на определенное время в закрытый интернат. Правда, перед тем, как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, настоятельно рекомендуется почитать о собственных правах и обязательствах.

Причины необходимости помещения в интернат

Причин, по которым родители принимают решение поместить собственных детей в интернат, бывает достаточно много.

  • Отсутствие достаточного материального обеспечения для полноценного содержания всей семьи.
  • Постоянное возникновение проблем на психологической почве.
  • Передача в интернат как один из способов наказания за очень серьезные проступки – например, за кражу денег с семейного бюджета, очень плохую успеваемость и постоянные прогулы, злоупотребление спиртными напитками (когда на детей влияют плохие компании).

Перед тем как передать свое чадо в интернат, необходимо помнить о том, что его согласие не потребуется, если возраст не превышает десяти лет.

Если исполнилось ровно 10 лет, начиная с этого момента сотрудники органов опеки и попечительства должны обязательно уточнить его мнение. При его отказе требования родителей автоматически будут считаться аннулированными.

Соответственно, отдать человечка в интернат можно будет при условии одновременного лишения родительских прав.

Срок нахождения

Когда малыш попадает на территорию детского интерната, родители должны согласовать сроки его нахождения. В соответствии с требованиями отечественного законодательства, он устанавливается по общему согласию родителей и руководителя учреждения. Вопрос об определении срока пребывания в интернате также могут согласовать его законные представители.

После того, как срок будет согласован в устной форме, договоренность закрепляют письменно. Для этого составляется соответствующий приказ директора.

Группы пребывания (проживания), как правило, находятся на территории интерната на протяжении пяти суток. За это время они будут регулярно получать пятиразовое питание.

Воспитанники начальных классов, а также дети с психическими расстройствами, физическими отклонениями, всегда отправляются на дневной сон.

Многие задаются следующим вопросом – а можно ли оформить ребенка в интернат, не лишившись при этом родительских прав. На самом деле, такая возможность действительно допускается. В общей сложности, процедура выглядит следующим образом.

  • проведение индивидуальной беседы с малышом, психологическая его подготовка к предстоящим события;
  • обращение в специализированные государственные органы;
  • сбор всех необходимых документов;
  • передача собранного пакета бумаг на проверку;
  • получение решения;
  • проведение индивидуальной консультации с директором интерната для согласования общих и дополнительных условий.

Далее родители могут забрать своего малыша обратно домой, если обстоятельства позволят сделать это.

Куда обратиться

Есть два учреждения, которые придется посетить в обязательном порядке – это представительство органа опеки и попечительства в вашем городе и интернат. Чтобы оформить своего сына или дочь в учреждение, надо предварительно написать заявление и приложить к нему необходимые документы. Их сначала рассмотрят представители ООП.

Если они убедятся в целесообразности помещения детей в интернат, далее родителям надо отправиться к его директору. Согласование всех условий происходит в трехстороннем порядке – между родителями, директором и сотрудниками ООП. Результатом переговоров является составление трехстороннего соглашения.

Здесь указываются такие моменты:

  • срок пребывания;
  • порядок, согласно которому родители будут встречаться с детьми;
  • обязанности учреждения и родителей;
  • особенности предоставления психологической, социальной и прочей помощи семье в случае возникновения такой необходимости;
  • меры ответственности за невыполнение требований, указанных в соглашении.

Необходимые документы

Помимо заявления в представительство органа опеки и попечительства, к нему прикрепляются дополнительные документы для оформления ребенка в интернат. В этот список входят следующие:

  • свидетельство о рождении (если возраст превышает 14 лет – паспорт);
  • медицинская карта с полным перечнем результатов проведения анализов, подтверждающих отсутствие острых проблем со здоровьем;
  • отдельное заключение от сотрудников медицинской комиссии в случае, если малыш или подросток страдает от ограниченных психических и физических возможностей;
  • программа реабилитации для инвалидов (если таковые имеются).

Психологические травмы и иные последствия

Помните, что передача ребенка в интернат может повлечь за собой серьезные психологические последствия. Дети сильно привязаны к своим родителям вне зависимости от того, как последние к ним относятся. Поэтому длительное расставание способно негативно сказаться на их душевном состоянии.

С другой стороны, подростки, нуждающиеся в перевоспитании, просто обязаны пройти этот шаг. Накопленный опыт позволит понять, что может случиться, если они не будут менять что-то в своей жизни. Поэтому перед обращением в интернат обязательно взвесьте все «за» и «против» такого решения.

Другие способы устройства ребенка

Для родителей или законных представителей интернат не является единственным вариантом выхода из ситуации. Существуют альтернативные способы устройства. Например, малышей можно пристроить в группы ночного пятидневного пребывания, если в силу их возраста они ходят в детский садик. По поводу заботы о каждом малыше можно не беспокоиться.

Детям постарше можно предложить кадетские училища или спортивную школу-интернат. Естественно, для попадания туда придется проходить отбор, сдавая экзамены и нормативы. С другой стороны, здесь обеспечивается полноценное питание, обучение и проживание без какой-либо оплаты.

Законодательное регулирование

Процедура регулирования этого вопроса подробно разъясняется в:

  • ст. 155.1 Семейного кодекса (СК РФ) «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Постановлении Правительства от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7369319d5cb336cae438cf/5ce6dcd0ae6fed00b3fbaf47

Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы

Как определить ребенка в школу интернат

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет.

Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе.

Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет.

Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию “трудных”. Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу – причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища.

Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям.

В закрытых же интернатах все намного серьезнее – есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы отправить ребенка в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков.

На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам.

Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия.

Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка – первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае.


Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии.

Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

Источник: https://FB.ru/article/340643/spetsialnyie-shkolyi-internatyi-dlya-trudnyih-podrostkov-osobennosti-programma-otzyivyi

Как сдать ребенка в интернат: порядок действий, при каких случаях можно

Как определить ребенка в школу интернат

Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав.

Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку.

Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.

В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат

Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:

  • плохое, неконтролируемое поведение ребенка (в данном случае основная цель перевода – перевоспитание);
  • недостаточное материальное обеспечение родителей;
  • стесненные условия проживания;
  • график родителей, который подразумевает длительное отсутствие дома, с раннего утра до позднего вечера.

Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.

Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.

Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания.

Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания.

Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.

Особенности проживания в интернате

Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.

Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.

В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы.

Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития.

Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.

Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.

Порядок оформления в интернат

Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно.

Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится.

Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.

После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.

Порядок действий следующий:

  1. Обращение в районный отдел образования. Необходимо объяснить ситуацию, привести аргументы, почему ребенка нужно перевести в интернат. После этого будут привлечены ООП.
  2. Беседа с органами опеки и попечительства. На данном этапе будет произведена проверка условий содержания ребенка. ООП проверят жилищные условия, сверят их с нормами по количеству квадратных метров на ребенка, в целом оценят обеспеченность родителей. Без внимания не останется и эмоциональная обстановка в семье, отношения. Если родители не применяют к ребенку насилие, не нарушают законодательство, а просто временно не могут содержать ребенка, тогда выносится решение об отправке в интернат без лишения прав опеки. В противном случае начинается судебное разбирательство.
  3. Если ООП не увидели никаких причин лишить родителей их прав, то законный представитель ребенка вновь обращается в районный отдел образования с пакетом документов. Отдел выдает ребенку путевку в определенный интернат. Родители вправе выбрать конкретное учреждение.
  4. Заключительный этап – это оформление трехстороннего соглашения. Родители, представители ООП и администрация интерната должны заключить соглашение о передаче ребенка на обучение и проживание в учреждение постоянного пребывания.

Теперь о нюансах. Чтобы районное отделение образования выдало путевку, необходимо предоставить ряд документов:

  • паспортные данные родителей или законных представителей;
  • решение суда о наделении родительскими правами, если ребенок не является родным;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет;
  • медицинская карта с результатами общей диспансеризации ребенка;
  • заключение ООП об условиях проживания.

Если ребенок страдает от хронических заболеваний, является инвалидом, обязательно необходимо представить справку об имеющихся нарушениях, а также программу реабилитации. На основании этих документов несовершеннолетний будет направлен в то учреждение, где ему могут оказать необходимую медицинскую и реабилитационную поддержку.

Сроки пребывания ребенка в интернате

Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.

Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.

Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор.

Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д.

Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.

Альтернативы

Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.

Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:

  • обучение в таких учреждениях (если они государственные) предоставляется полностью бесплатно, как и проживание;
  • отсутствует риск лишения родительских прав;
  • ребенок чувствует себя комфортнее, так как контингент в интернате куда хуже, чем в спортивной или кадетской школе;
  • пребывание в спортивной, гуманитарной, кадетской или иной специализированной школе позволяет не просто решить проблему с дисциплиной, проживанием или материальным обеспечением, но и дает ребенку билет в успешную взрослую жизнь.

Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.

Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.

Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.

Источник: https://homeurist.com/semya/detskij-dom/kak-sdat-rebenka-v-internat.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.