+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Если в школе ребенок угрожает ножом

Содержание

Что делать и куда обращаться, если угрожают ребенку физической расправой в школе

Если в школе ребенок угрожает ножом

Конфликты между школьниками — достаточно распространенное явление. Они возникают даже в элитных учебных заведениях. Но подобные ситуации могут сопровождаться запугиванием человека. Сын или дочь могут бояться выходить из дома, посещать занятия. Родителям необходимо знать, что делать, если ребенку угрожают в школе.

Порядок пресечения запугивания в школе

Если законный представитель несовершеннолетнего столкнулся с запугиванием подопечного, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выяснить, кто именно и каким образом его обижает;
  2. Если у несовершеннолетнего имеются синяки или ссадины, зафиксировать их в медицинской организации;
  3. Донести эти сведения до классного руководителя и руководства школы, написав заявление;
  4. Обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних, если беседы с руководством образовательной организации не помогли.

Если запугивание исходило от старшеклассников, достигших возраста уголовной ответственности, родитель вправе обратиться в полицию с заявлением.

Первоочередные действия

В первую очередь необходимо выяснить у сына или дочери, кто именно и каким образом его запугивает. Эти сведения нужно донести до руководства образовательного учреждения и классного руководителя.

Для этого потребуется написать заявление. Документ можно оформить в свободной форме, но важно указать следующие сведения:

  • Ф. И. О. директора, на имя которого оформляется документ;
  • сведения о заявителе;
  • информацию об ученике;
  • подробное описание сложившейся ситуации с отражением Ф. И. О. лиц, которые обещали нанести увечья;
  • просьбу о принятии мер для пресечения подобного поведения;
  • дату и личную подпись.

В большинстве случаев на этом этапе запугивание пресекается, поскольку образовательная организация не пожелает распространения информации о ситуации за пределы школы.

Будут проведены встречи с родителями проблемных учеников, беседы с привлечением психолога.

Совет! Чтобы успокоить ребенка и обеспечить психологическую поддержку, следует первое время встречать его со школы. Если несовершеннолетний учится в старших классах и не желает подобной опеки, можно организовать «случайные» встречи с родственниками после занятий.

Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних

Если обращение к администрации школы желаемого результата не принесло, целесообразно написать жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних. В тексте документа также необходимо указать:

  • информация о заявителе;
  • сведения о пострадавшем;
  • данные обидчиков;
  • подробное описание сложившейся ситуации с указанием конкретных угроз;
  • просьбу о принятии мер для пресечения негативного воздействия;
  • дату и личную подпись.

Эта мера зачастую дает результат, поскольку родители детей, которые нарушили законодательство, не желают вмешательства этого органа.

Обращение в правоохранительные органы

Если вышеперечисленные меры не помогли, и обещания расправы исходят от учащихся старших классов, целесообразно привлечь правоохранительные органы.

Угроза — это психологическое насилие. Законодатель предусмотрел меры воздействия на нарушителей.

Если угрозы исходят от детей — следует обратиться в отделение полиции и подать жалобу в ПДН, в которой указываются:

  • данные начальника отдела;
  • данные заявителя;
  • сведения о школьнике и лицах, от которых исходят обещания расправы;
  • подробное изложение причины обращения;
  • просьба о принятии мер;
  • дата и подпись.

Если же угрозы поступают от взрослых — заявление подается участковому или через дежурную часть.

Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на руках у обратившегося.

Если угрозы сопровождались побоями, необходимо обратиться в травмпункт и зафиксировать их.

Важно! Если к несовершеннолетнему применялось насилие, полиция не вправе оставить без внимания такую жалобу. Законные представители имеют право в дальнейшем взыскать причиненный ущерб посредством подачи иска в суд.

Законодательная основа уголовной ответственности за угрозы

Законодатель устанавливает уголовную ответственность, если гражданин угрожает убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, в статье 119 УК РФ.

При этом угроза может осуществляться в:

  • устной форме, посредством звонков или высказываний лично;
  • письменной форме в виде писем, сообщений.

Для данного деяния характерны следующие черты:

  • нечасто реализуется при свидетелях;
  • действия угрожающего должны быть умышленны и направлены на исполнение обещанного;
  • угрожающий может находиться в неадекватном состоянии;
  • лицо, которому угрожают, должно воспринять и поверить в обещания причинения вреда или лишения жизни;
  • обещание расправы часто сопряжено с другим преступным деянием, к примеру, побоями или вымогательством.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 119 Уголовного Кодекса РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»

Вред этим преступлением наносится психическому состоянию потерпевшего. Поэтому для квалификации обещаний расправы по ст. 119 важно доказать, что он воспринял их всерьез и опасался наступления последствий.

о статье 119 Уголовного кодекса РФ

Виды угроз

Для применения данной статьи необходимо, чтобы человеку угрожали физической расправой или причинением тяжкого вреда здоровью. Понятие подобных повреждений содержится в статье 111 УК РФ. Это могут быть действия, которые повлекут:

  • утрату органа или части тела;
  • потерю слуха, зрения, речи;
  • обезображивание лица;
  • расстройство психики;
  • иные серьезные последствия.

Обещание причинить вред, который не будет классифицирован, как тяжкий, не повлечет уголовной ответственности.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 111 Уголовного кодекса РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»

Важно! Возраст уголовной ответственности по данному преступлению наступает с 16 лет. Поэтому осуждены за подобные действия могут быть только учащиеся старших классов. Однако, если сына или дочь запугивает одноклассник, младше 16 лет, или в его словах не было обещания причинить тяжкий вред, родителям также необходимо предпринять активные действия для пресечения негативного воздействия. 14 марта 2021, 22:43 Мар 23, 2021 18:39 О правонарушениях Ссылка на текущую статью

Источник: https://PravoNarushenie.com/zhizn-i-zdorove/vred-i-poboi/ugroza-fizicheskoj-raspravoj-rebenku

Что делать, если ребенку угрожают в школе – консультация юристов и адвокатов

Если в школе ребенок угрожает ножом

Школьные конфликты — это не редкость в любом классе, даже если это самая элитная школа найдётся пара сверстников, которые будут демонстрировать превосходство в физической силе над окружающими или прикрываться влиянием своих родителей.

Такое поведение неблагоприятным образом отражается на психологическом состоянии других детей, которые начинают бояться чужих угроз и отказываются ходить на занятия.

Задача каждого родителя – защитить своего ребёнка, а значит, они должны знать, что делать, если тебе угрожают в школе.

  • Все случаи, связанные с угрозами, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Ребёнку угрожают: что нужно сделать в первую очередь

Самое первое, что нужно сделать в этой ситуации – обратить внимание классного руководителя и администрации учебного заведения на то, что такие ситуации имеют место быть.

На имя директора школы пишется заявление с просьбой оградить вашего ребёнка от учеников, проявляющих криминальные наклонности, и принять меры по устранению подобного поведения впредь.

Как правило, на основании такого обращения проводятся встречи руководства школы с родителями детей, угрожающих другим, беседы психолога непосредственно с теми, на кого поступила жалоба и прочие воспитательные меры. Часто этого бывает достаточно, чтобы уладить ситуацию, т. к. образовательные учреждения не желают распространения конфликта.

Чтобы успокоить своего ребенка и обеспечить ему постоянную поддержку и защиту, можно купить мобильный телефон с функцией слежения и встроенной тревожной кнопкой.

Важно! Первое время, пока ситуации утихнет, лучше встречайте ребёнка по дороге из школы домой. Если речь идет о подростке, который в силу возрастного периода категорично отказывается от этого, сделайте встречи «случайными», периодически чередуясь с родственниками.

Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних

Если обращение к директору результата не принесло и ребенку угрожают в школе или обижают по-прежнему, то можно написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних.

В документе необходимо объяснить ситуацию и попросить специалистов принять соответствующие меры. Нередко эта мера быстро даёт желаемый результат, т. к.

при вмешательстве данной структуры начинают бояться уже родители тех детей, которые угрожают другим, как и сами подростки.

Стоит ли обращаться в полицию, если угрожают в школе

Если перечисленные меры не помогли, что тоже нередко случается, когда речь идет о подростках-старшеклассниках, а угрозы при этом стали более жестокими, то следует перейти к более решительным действиям.

Стоит вспомнить, что угроза – это разновидность психологического насилия, а законодательство РФ предусматривает разные меры защиты граждан от данного рода посягательств. Поэтому, если школьнику угрожают сверстники или старшеклассники, можно рассчитывать на помощь правоохранительных структур.

Только перед обращением к ним лучше всего обратиться к юристу, который оценит правовую сторону ситуации. Ведь есть случаи, за которые предусмотрено даже наказание по Уголовному кодексу (если, конечно, обидчикам более 16 лет).

Для подачи заявления необходимо прийти в отделение полиции, здесь его обязан принять участковый. В документе нужно четко, без лишних эмоций изложить причину обращения и суть просьбы. Пишется заявление на имя начальника отдела, составляется в двух экземплярах (на одном из них, который остается у вас, проставят отметку о принятии документа).

Что делать, если угрозы и запугивания закончились появлением синяков или ссадин

Если ребенку угрожают, и после очередного учебного дня он пришел из школы с синяками или ссадинами, необходимо срочным образом обратиться в ближайший травмпункт. Врач зафиксирует наличие телесных повреждений (побоев), даже если они лёгкой степени тяжести, и эту справку нужно будет приложить к заявлению в полицию.

Важно! Если угрозы перешли в рукоприкладство, то полиция не оставит дело без внимания, а в зависимости от степени вреда, причиненного здоровью ребёнка, возможна и дальнейшая подача иска на возмещение ущерба (за несовершеннолетнего такую ответственность несут его родители).

Угрозы и запугивания в законодательстве

Законодательством предусмотрены разные методы борьбы с запугиванием, но все зависит от обстоятельств и от того, чем конкретно угрожают ребёнку. Например, если запугивание касалось причинения тяжкого телесного вреда, и при этом были абсолютно реальные основания не сомневаться в их реализации, то это деяние рассматривается как «преступное» и подлежит ответственности по ст. 119 УК РФ.

Не любое запугивание и не каждый случай того, когда школьнику угрожают (одноклассник, старшеклассник, работник школы или родители другого ученика) подводится под уголовно-правовую оценку.

Здесь важным нюансом становится определение, является ли угроза достаточной для возбуждения дела? Один из критериев — насколько реально потерпевший ребенок воспринимает серьезность угроз и уверен в их выполнимости.

Ведь тяжким вредом здоровью называют потерю органа (или прекращение его функционирования), обезображивание лица, серьёзное повреждение головы, потерю способности самостоятельно передвигаться и пр.

Нередко тот, кто запугивает и угрожает, для подтверждения реальности своих угроз прибегает к нанесению небольших телесных повреждений, показывая, что это только «начало». В обязательном порядке эти повреждения должен зафиксировать врач.

Почему без юриста не обойтись

Нередко школьникам угрожают также изнасилованием, обезображиванием, а случается, что запугивание используют для вымогательства денег. Иногда причиной становятся хулиганские побуждения, а иногда – ненависть по национальной или религиозной принадлежности.

Поэтому у данного дела может быть слишком много нюансов и видов воздействия на основании разных статей УК. Опытный юрист обязательно поможет вам разобраться, как поступить дальше, т. е.

если ребенку в школе угрожают и к кому обращаться или что делать вы не знаете – начните с него, юридическая консультация нужна, чтобы действительно защитить своего ребенка.

Источник: https://lawyer-expert.ru/prestupleniya-protiv-zhizni-i-zdorovya/ugrozhayut-v-shkole/

За партой с агрессором. Что делать, если одноклассник вашего ребёнка

Если в школе ребенок угрожает ножом

Мишу не принимали за своего. Ребята называли его противным и не звали играть. Мальчик гулял на переменках один, вдали от шумных забав одноклассников.

Начиная со второго класса Миша изменился. Сначала учителя обратили внимание на то, что ребёнок в 8 лет заинтересовался нацистской тематикой.

В гардеробе ученика появился галстук с фашистской символикой, а парта начала пестрить свастикой. Одновременно Миша стал срывать уроки. Во время занятий он доставал еду и начинал есть, иногда безмятежно засыпал.

В итоге одноклассники отвлекались от объяснений учителя, шумели и пытались подражать. 

Однако этого Мише показалось мало, и он как-то раз решил разбавить уроки очередным “творчеством”. Мальчик встал на парту и начал танцевать стриптиз, пока поражённая учительница не остановила его. Конечно, внимания одноклассников было предостаточно. Но, видимо, не совсем.

Постепенно учебный процесс стал чередоваться с драками. Во время занятий Миша мог броситься с кулаками на своего обидчика, реагируя таким образом на любую шутку. Дня не проходило без боёв. Учителю приходилось останавливать урок и разнимать драчунов.

К третьему классу это становилось уже не так легко. Из-за природной агрессии, взрывных мышц в драке Мишу никто в его возрасте не мог обойти, а взрослому человеку порой было тяжело оттащить мальчика в сторону.

При этом ученик после драки мог не реагировать на своё имя и закатывать глаза. 

Во втором классе, после бесчисленных приглашений в школу и жалоб на поведение сына, мама Миши принесла медицинскую справку. Согласно документам, ребёнок признавался психически здоровым, только гиперактивным. Рекомендация от врачей была лишь одна: давать ребёнку один день на учебной неделе как выходной.

С третьего класса агрессивное поведение Миши стало набирать обороты, несмотря на то, что мальчик хорошо учится, а в школе проводит большую часть времени. Мама работает допоздна, а брат учится в институте. 

— Я боюсь, что мой ребёнок учится рядом с таким мальчиком. Он сказал моему сыну, что принесёт вилку и заколет его, — с волнением рассказывает мама одноклассника. — Бывает, пишет на школьной доске имя кого-то из одноклассников и рядом угрозу: “Убью”. 

Все родители сильно обеспокоены за безопасность своих детей.

— Мы собирали подписи, чтобы мальчика убрали из нашего класса. Но на родительском собрании сказали, что школа не имеет права исключить ребёнка из школы, пока родители сами его не переведут, — рассказывает Лайфу мама одноклассника грозного Миши.

— На собрании нам пообещали, что на занятиях будет присутствовать школьный психолог. Но сын говорит, что так никто и не приходил. Лишь пару раз на урок наведывался инспектор по делам несовершеннолетних.

Ребята рассказывали, что чиновник в общих фразах объяснил, что драться плохо и нельзя срывать уроки. 

Когда не знаешь, чего ожидать

— Вместе с моим сыном учится не самый приятный мальчик — Илья. С первого класса он является главным зачинщиком драк. Девочкам достаётся не меньше — то жевательную резинку к волосам приклеит, то толкнёт изо всех сил.

У кого длинные косички — привязывает незаметно к стулу, девочки не замечают, вскакивают, а из глаз искры летят от боли, — рассказывает мама третьеклассницы Алины. — Родители грубияна защищают, говорят, что другие дети провоцируют на драки.

Он у них “талантливый, занимается рисованием и изучает английский язык”.

На родительских собраниях гвоздём программы всегда был Илья, но и у него было алиби — справка. Тем не менее “адекватный” третьеклассник со временем дошёл до того, что принёс в столовую тарелку с человеческими фекалиями.

— Мой сын очень впечатлительный, — говорит мать одноклассника Ильи. — Его чуть не стошнило тогда. Он чувствует себя беззащитным, переживает, что хулиган может его обидеть, “запачкать”. 

По ту сторону баррикад

— Мой брат Дима — очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать “Не кричи на меня!” и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, — рассказывает Мария, сестра “узаконенного” агрессора. 

— С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом — за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружён в “свой мир”: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его “другом”, которого он всё время затрудняется назвать, — делится Мария. 

Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка — но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.

Сейчас Дима учится в пятом классе, ему 10 лет. В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка — и мир мальчика изменился. Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.

— Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, — признаётся его сестра. 

Забудьте о “правиле школьного двора”, но дайте сдачу

Эксперты единодушны во мнении, что дети с асоциальным поведением действительно могут быть опасными, а то, что происходит в школе, — первые шаги к реальной агрессии в обществе. 

— По справкам, такие ребята психически здоровы, но в силу того, что они ещё дети, их эмоции опережают сознание. Поэтому они могут привести свои угрозы в действие. Дети ещё не знают цену жизни. У них всё в игровом формате.

Тем более современные ребята воспитаны в виртуальном мире, на основе компьютерных игр. Есть вид интеллекта умственный, есть эмоциональный — в частности, умение сопереживать.

И последний недоразвит не только у детей, — говорит психолог Наталья Варская.

По её словам, агрессивное поведение начинает развиваться у детей ближе к третьему классу.

— Первые два класса — это некий период адаптации. Ребёнок недавно покинул семейное гнездо и пошёл в школу.

Потом он осваивается, и часто поведение оставляет желать лучшего, так как контролировать себя его ещё не научили родители, — говорит Варская.

— Если поведение реально социально опасно, то одноклассники не должны страдать от поведения маленького агрессора. Родители такого ребёнка должны перевести своё чадо на домашнее обучение и доводить воспитание до ума.

Как пояснила Варская, вопреки “хорошим справкам”, родители одноклассников агрессора могут найти управу на грубияна.

— Сейчас в каждой современной школе установлены видеокамеры. На родительском собрании видеосъёмка может оказаться фактическим доказательством асоциального поведения драчуна.

Таким образом родительский комитет может настоять на том, чтобы баламута перевели в другой класс или на домашнее обучение.

Как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, — рассказывает специалист.

В то же время психолог обратила внимание, что нужно учить детей рассказывать родителям о фактах в школе, которые мешают им учиться или жить.

— Ребята должны отстаивать свои права. Рассказывать взрослым о притеснениях — это не значит ябедничать или предавать.

Предать можно Родину или друга, а донести до преподавателей и близких о том, что кто-то не даёт возможности спокойно учиться в школе, подавляет физически и психологически, — это абсолютное право каждого, — советует Варская. — Однако стоит ли учить своего ребёнка давать сдачи — спорный вопрос.

Получается, мы говорим человеку на агрессию отвечать агрессией. Ребёнок может не рассчитать силы и так физически ответить на провокацию, что последствия могут быть очень печальными для всех.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов в свою очередь заявил, что в детских вопросах корни проблем необходимо искать в семье.

— Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. Конечно, у взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски. Они видят саму модель поведения и копируют её в своём мире.

При этом Виноградов говорит, что сдачу давать, хоть и не очень сильную, стоит.

— Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться, — говорит психиатр.

— Дети с асоциальным поведением — это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята.

Почему они выбирают грязные способы привлечь к себе внимание? У каждого в зависимости от характера и восприятия мира, от ситуации в семье свои способы вымещать свою злобу.

Как донести проблему до директора

— В случаях, когда речь идёт о жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, — объясняет директор одной из столичных школ. — Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю. 

Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: “Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей”. Это заявление — сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.

Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы. 

— Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты.

Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников.

На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, — рассказывает руководитель школы. 

— Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то ребёнок выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК).

Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником.

Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объёме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребёнка в центр реабилитации детей, — объясняет директор.

Каждый случай — это отдельная история со своими особенностями и моментами. 

— Перевод ребёнка в другой класс — это не решение проблемы, так как ситуация часто повторяется.

Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, так как зачастую все проблемы идут из семьи, — говорит директор.

— Отчислить же ребёнка из школы можно лишь по решению районной ПМПК либо по заявлению родителей ребёнка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребёнку другой образовательный маршрут.

Источник: https://life.ru/p/924828

Зеленоград – Интервью – «Родитель имеет право требовать возвращения своего ребенка от любого лица»

Если в школе ребенок угрожает ножом
В студии Zelenograd.ru специалисты межрайонного центра «Дети улиц», начальник отдела ювенальных технологий Валентина Соколова и юрисконсульт Андрей Зайцев.

Вместе с ними мы разобрали несколько острых ситуаций, связанных с реализацией прав ребенка, родителей и общества в процессе воспитания.

Некоторые из этих ситуаций обсуждались на форуме портала, другие стали известны из городских новостей и обращений граждан в префектуры.

загрузить файл со звуком (12M)

Ситуация 1. Дети курили в школе и попали в отделение милиции

 — Первая ситуация совсем недавняя: старшеклассники курили в школе, администрация школы вызвала по этому поводу милицию, которая увезла детей в отделение. Родителей при этом не было. Я не знаю, были ли при этом представители школы. Как эта ситуация должна была правильно развиваться — с юридической, с психологической точки зрения?

А.З. — Я попробую прокомментировать. Школа — это учреждение, там действует устав. Курение — это дисциплинарный проступок. Если в уставе прописано, что при дисциплинарном проступке в первую очередь должны быть уведомлены родители, тогда в соответствии с уставом должны были пригласить родителей.

И естественно администрация школы виновата в том, что она обратилась в милицию. Если же такого в уставе школы нет, то действительно за подобный дисциплинарный проступок могут вызвать милицию, отвезти детей в отделение, и уже милиция обязательно должна в первую очередь уведомить законных представителей детей.

И собственно к ним-то вопросов никаких не должно возникнуть, потому что они находились в трезвом состоянии.

 — Значит, в данном случае это уровень школы и не более того? Если бы дети, например, напились и буянили, тогда это абсолютно «милицейский» вопрос?

А.З. — Это вопрос ответственности.

Это дисциплинарный проступок, и в принципе, по большому счету, нужна ли была тут милиция вообще? Я помню, был случай, когда несовершеннолетние дети пытались проникнуть в бассейн МИЭТ, чтобы просто искупаться.

Их пригласили к охране, вызвали милицию, и прямо на месте ждали родителей. Но я думаю, стражи правопорядка на вполне законных основаниях могут задержать детей до приезда родителей, чтобы разобраться с вопросом.

 — А может ли милиция вообще что-то делать с ребенком, какое поведение для неё правильно? Обязательно ли уведомлять родителей? Можно ли ребенка перевозить куда-то? Например, родитель работает в Москве и не может приехать прямо сейчас, а ребенка забирают и увозят…

А.З. — В законе четко написано, что если ребенок несовершеннолетний, родители должны быть уведомлены. Но срок уведомления законом не определен. И, возможно, некоторые по-своему могут толковать эту норму.

 — Значит, родители не обязательно должны быть уведомлены до задержания детей в отделении милиции? Можно уведомить их и через сутки?

А.З. — Я думаю, что логика законодателей исходит из того, что родитель должен быть уведомлен сразу.

Если ребенок попадает в некую ситуацию — законных представителей уведомляют сразу, чтобы решать вопрос дальше, составлять протокол об административном правонарушении или еще что-то. Если ребенок в нетрезвом состоянии, то он должен до полного вытрезвления находиться в милиции.

Но вообще практика показывает, что родителей уведомляют сразу, и они приезжают, если есть возможность. А если нет возможности приехать, ребенка держат до приезда родителей.

 — Если ребенок находится в отделении милиции — его забрали туда из школы или с улицы за какое-то нехорошее поведение, родителей уведомили, они приехали — родители имеют право забрать ребенка? Они же не лишены пока родительских прав. Они могут сказать: «Отдайте нам нашего ребенка немедленно»?

А.З. — Да, они могут забрать ребенка.

 — Им не имеют права отказать?

В.С. — Ребенка забирают после окончания всех мероприятий, подписания всех протоколов.

 — А эти мероприятия могут проходить долго?

В.С. — Это зависит от того, сколько человек в них участвует, и что совершил ребенок.

Ситуация 2. Ребенок угрожал ножом в школе и был изолирован в больнице

 — Вот другой пример [обсуждение в форуме]: ребенок в школе, по словам администрации, якобы угрожал в шутку или всерьез ножом своим одноклассникам. Позвонили родителям, сказали: «Приезжайте, забирайте своего ребенка». Родители были в Москве, приехать оперативно не смогли, а когда приехали, ребенка уже забрали из школы.

В итоге он оказался в тушинской больнице, в инфекционном отделении. И родители его очень долго не могли оттуда забрать, виделись с ним буквально через стекло. Они не были лишены родительских прав, но получали потом разрешение в органах опеки и попечительства на то, чтобы забрать своего ребенка,.

Что было правильно или не правильно в этой ситуации?

А.З. — Семейный кодекс указывает на то, что родитель имеет право требовать возвращения своего ребенка от любого лица. За приоритет берутся права ребенка.

Если родители не лишены родительских прав, если объективно не существовало угрозы здоровью ребенка или угрозы какого-то психологического давления при нахождении его с родителями — если этих факторов не было, и его держали в этом реабилитационном центре на каких-то других основаниях, тогда я думаю, что администрация этого центра поступала как-то неправомерно. Потому что родители — это первые люди, которые имеют доступ к своему ребенку, если они сами не несут для него угрозы.

 — Значит, если не возбуждено, скажем, уголовное дело, если ребенок в адекватном здоровом состоянии, если родители нормальные-то они могут приехать и потребовать забрать ребенка?

В.С. — Здесь вопрос немного в другом. Если ребенок якобы угрожал ножом окружающим — он был опасен для окружающих.

По международной классификации болезней номер 10, к которой мы присоединились несколько лет назад, человек может быть госпитализирован в случае, если он опасен для окружающих либо опасен для себя, может себе навредить — это суициденты и социально опасные люди.

В данном случае мы не знаем, каким был психический статус ребенка, в каком состоянии он находился. Если его госпитализировали — скорее всего, у медиков были основания для этого. И из этой больницы врачи, как правило, не имеют права отпустить пациента, не проведя исследований.

Потому что в этом возрасте такое поведение — это прецедент, достаточно явно говорящий либо о сильном стрессовом состоянии, сильном эмоциональном возбуждении, либо о заболевании. И в том, и в другом случае, общество должно быть уверено, что ребенок не совершит подобные вещи сразу же после того, как его родители заберут его из больницы.

 — Значит, в этом случае был как раз приоритет прав ребенка, просто врачи хотели разобраться, в каком он состоянии?

В.С. — В этом случае была защита его здоровья и защита здоровья тех детей, которые были вокруг него, если на самом деле в его руках было холодное оружие. На самом деле мы не знаем всей истории… Я думаю, что врачи не возвращали его родителям, пока он не прошел осмотр специалистов, способных оценить его психический статус.

Ситуация 3. Плохой уход и обращение с детьми видят окружающие

 — Третья ситуация [обсуждение на форуме], которая знакома, наверное, многим родителям, особенно молодым.

Представьте себе: выводят они своего ребенка гулять на улицу, а бабушки на детской площадке или на лавочке у подъезда говорят: «Ой, что же это ваш ребенок так плохо одет? Он же замерзнет? Почему вы о нем так плохо заботитесь?» И затем эти бабушки, например, могут позвонить в милицию или в органы опеки и попечительства и пожаловаться, что родители плохо следят за ребенком. Причем, иногда сама ситуация выливается в конфликт, потому что молодые мамы говорят «Не указывайте нам, мы лучше знаем», а бабушки обижаются. Как здесь правильно поступать родителям и как правильно поступать представителям общественности, соседям, которые видят неадекватное, с их точки зрения, поведение? Например, я на улице вижу, как мама кричит на двухлетнего ребёнка и шлепает его по попе. Я же не буду ей делать замечание? Может мне тоже надо в милицию позвонить по этому поводу? Если мне кажется, что такое поведение ненормально — что мне делать?

А.З. — Тут вопрос к законодательству: где можно ограничить в правах или лишить прав родителей. Есть строгий перечень недопустимых действий, за который нельзя заступать, и который исходит все-таки из человеческой логики: это грубое отношение к ребенку и т. п.

Если мы действительно видим какую-то грубость, нечеловеческое отношение, какие-то из ряда вон выходящие вещи — например, ребенка держат в холодных условиях, избивают или спаивают — логично, что надо уведомить соответствующую структуру или сделать замечание. Да можно даже и просто так уведомить, сказать, что вы видели, даже может быть преувеличить… в основном я думаю, что так и бывает.

Тогда в эту семью придет соответствующая комиссия, которая проверит условия проживания и скажет, например: «Ну что же ребенок в такой тонкой курточке? Да вы что?» И все-таки тут срабатывает в первую очередь человеческий фактор. Родители скажут «Мы нормальные родители», и на какой-то договорной основе они, собственно, и разойдутся.

Когда семья действительно алкоголизирована или явно неблагополучна, с отклонениями — это сразу видно, и, как правило, такая семья уже состоит на учете соответствующих учреждений.

 — Могут ли разные представления о воспитании, об образе жизни вызвать непонимание между органами опеки и родителями? Ведь есть молодые 20-летние родители, а представители органов опеки — люди, как правило, старшего возраста, им лет 40–50.

В.С. — Там есть специалисты разного возраста и жизненного опыта. Это, как правило, очень квалифицированные люди, имеющие большой опыт работы в этой сфере и специальное образование. Когда мы сталкиваемся с этими органами, мы обычно довольны их работой, там очень компетентные специалисты.

А.З. — Кроме того, в законе написано: каждый родитель сам выбирает, как воспитывать своего ребенка, это его первое право. Главное, чтобы это не разрушало какие-то нравственные стереотипы ребенка, чтобы нормально проходило духовное воспитание. Если родитель скажет, например, «Иди работать в стриптиз-бар»-то это уже негативное воздействие на ребенка. Но формы воспитания родитель выбирает сам.

 — Нет четко прописанного детального регламента, что является нарушением — плохая одежда, подзатыльник ребенку и т. п.?

А.З. — Вообще, во многих школьных уставах написано, что ребенок должен ходить в школу чисто одетым и опрятным, значит, это может являться каким-то прецедентом. Есть отдельные нормы по медицинской или по образовательной линии, которые, может быть косвенно, но диктуют некоторое воспитание.

Есть минимальный уровень требований к гигиене, к здоровью, к нормальному содержанию ребенка, к его питанию, к какому-то психологическому воздействию. Но строгой инструкции тут нет и не может быть, да и давать её родителям — противоречит законодательству.

Все-таки это вопрос частного случая или решения суда и соответствующих структур.

 — Должна быть такая инструкция, четкий регламент? Например, чтобы в школе точно знали, когда они должны сообщать в органы опеки о каких-то отклонениях, и что точно является отклонением, а что нет?

В.С. — Вы знаете, в школах хорошо отработаны эти механизмы: есть администрация школы, педсовет, куда входит психолог, социальный работник, заместитель директора по воспитательной работе.

Как правило, детей из неблагополучных семей, за которыми недостаточный надзор родителей, видно в классе: у такого ребенка может быть плохое здоровье, или он нарушает школьную дисциплину, опаздывает, пропускает уроки без видимых причин, ходит неопрятным и немытым, в рваной одежде.

Такой ребенок сразу попадает в поле зрения и психолога, и социального работника, и классного руководителя.

Эти люди в комплексе имеют право выйти в семью, провести обследование семейных условий, могут поставить вопрос о постановке его на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеют право написать заявление в милицию с просьбой проверить условия проживания. То есть, в принципе, это компетентная команда, которая защищает интересы ребенка.

 — Знаете, я вспоминаю эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», когда радистка Кэт рожает ребенка, и врачи понимают, что она русская.

Одна другой говорит: «Вы позвоните в гестапо или это сделаю я?» У них даже не возникает вопрос «звонить или не звонить?» — у них есть инструкция.

Они увидели некое отклонение, пункт 28 инструкции — «позвонить в гестапо», и они звонят. Это уже слишком?

А.З. — Все-таки есть формально-юридическая сторона и есть воспитательная, профилактически-реабилитационная, психологическая сторона. Ставка больше делается на общее комплексное воспитание общества, чтобы оно хотело и было готово заботиться и следить.

Просто писать инструкции никто не собирается, это не нужно и недейственно, невозможно формально что-то обозначать.

Нет, общество само должно захотеть работать в каком-то направлении, и тогда уже это оформится в соответствующей инструкции, законодательной инициативе.

 — По многим СМИ проходила информация о том, что во всех школах Москвы и Зеленограда появятся уполномоченные по правам ребенка. Что вы об этом знаете, чего ждать родителям? Мы до эфира говорили о том, что это вопрос Департамента образования. Но как вы со своей стороны участвуете в этой работе?

А.З. — Вообще, для того, чтобы с ребенком проходила надлежащая комплексная и полная работа, этот ребенок должен быть во внимании на нескольких уровнях, начиная со школы.

Для этого должен быть достаточно большой укомплектованный штат и какая-то инфраструктура в школе, чтобы предупреждать преступления, урегулировать конфликты.

Будет ли создана эта инфраструктура — вопрос, действительно, не к нам, а к системе образования. Мы пока не знаем, это не в нашей компетенции.

Источник: https://www.zelenograd.ru/news/4427/

Ребенку угрожают в школе что делать

Если в школе ребенок угрожает ножом

Самое первое, что нужно сделать в этой ситуации – обратить внимание классного руководителя и администрации учебного заведения на то, что такие ситуации имеют место быть.

На имя директора школы пишется заявление с просьбой оградить вашего ребёнка от учеников, проявляющих криминальные наклонности, и принять меры по устранению подобного поведения впредь.

Как правило, на основании такого обращения проводятся встречи руководства школы с родителями детей, угрожающих другим, беседы психолога непосредственно с теми, на кого поступила жалоба и прочие воспитательные меры. Часто этого бывает достаточно, чтобы уладить ситуацию, т. к. образовательные учреждения не желают распространения конфликта.

Чтобы успокоить своего ребенка и обеспечить ему постоянную поддержку и защиту, можно купить мобильный телефон с функцией слежения и встроенной тревожной кнопкой.

Важно! Первое время, пока ситуации утихнет, лучше встречайте ребёнка по дороге из школы домой. Если речь идет о подростке, который в силу возрастного периода категорично отказывается от этого, сделайте встречи «случайными», периодически чередуясь с родственниками.

Что грозит детям, избившим ребенка в школе?

Говоря о любом преступлении, совершенном в отношении ребенка, мы напрямую касаемся уголовной ответственности. Но как быть, если в качестве виновного выступает такой же ребенок?

Но, к сожалению, именно в данный возрастной отрезок времени дети и совершают большинство правонарушений и преступлений.

Разную степень ответственности за совершенное деяние несут участники драки (точнее, инициатор), их родители или законные представители, а также администрация учебного заведения. Полностью отвечать за деяние будут родители, если виновнику нет 14 лет.

Если в школе ребенок угрожает ножом

Ведь тяжким вредом здоровью называют потерю органа (или прекращение его функционирования), обезображивание лица, серьёзное повреждение головы, потерю способности самостоятельно передвигаться и пр.

Источник: https://sud.okd1.ru/konsultacziya/rebenku-ugrozhayut-v-shkole-chto-delat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.